Камеры светового поля – будущее 360-градусной съемки

Множество факторов и тенденций уже сегодня говорят о будущем медийного контента. Речь, без доли сомнения, пойдет о панорамных технологиях. 360-градусный угол обзора дает возможным охватить всё пространство целиком, придавая значимость каждой детали в момент съемки. В отличие от традиционных, фронтальных фото и видеозаписях, пользователь самостоятельно распоряжается видимым и интересным ему ракурсом, не ограничиваясь режиссированными рамками. Спрос на контент в формате 360 набирает популярность пропорционально развитию технологии виртуальной и дополненной реальности. VR очки предоставляют возможность в полной мере оценить преимущество фотографий и видео в панорамном (если точнее, сферическом) представлении. Испытать подлинный “виртуальный опыт” позволяет только контент, просмотр которого не органичен определенным углом. Иначе говоря, поворот головы в VR очках синхронизирован с изменением видимого угла обзора, и исключительно 360-градусный снимок или видеозапись предоставляет возможность увидеть то, что происходило во всех видимых направлениях во время съемки (в т.ч. за спиной оператора). И это только начало!

Органичения съемки 360

По мнению экспертов в технологиях VR и дополненной реальности, будущее медийного контента не ограничено съемкой камер 360. Специалисты склонны полагать, что панорамный обзор не дает “погрузить” пользователя в виртуальную реальность. Просмотр по-прежнему ограничен “кадром” из пространства на момент съемки, не предоставляя возможности “сместиться” относительно расположения камеры. Это ограничение существенно расходится с базовой концепцией виртуальной реальности. Говоря доступным языком, пользователь не имеет возможности перемещаться в виртуальном пространстве, оставаясь внутри “отснятой сферы”.

Сканирование светового поля

Первопроходцы VR технологий полагают, что лучшим решением для съемки подлинного контента для виртуальной реальности станет технология сканирования пространства на основе LiDAR (световое обнаружение и определение дальности). Технология базируется на взаимодействии лазерной и фотосъемки, формируя полноценную 3D модель пространства. Построение модели, не углубляясь в технические детали, основано на 3х этапах:

  • Лазеры камер с высокой точностью проводят анализ пространства, определяя удаленность (глубину) каждого элемента в пространстве от положения камеры.
  • На основе полученных данных глубинного анализа производится построение 3D модели, “слепка пространства”.
  • “Слепок” выступает базой для наложения фотоснимка.

В итоге, исходный контент представляет объёмную форму и дает возможность перемещаться внутри отсканированного пространства.

Доступные LiDAR-камеры

Рынок камер светового поля представлен небольшим ассортиментом. На данный момент доступны к приобретению следующие модели.

Leica BLK360

Геодезическим подразделением известного производителя фототехники Leica Geosystems в сотрудничестве с разработчиком программного обеспечения для строительства Autodesk разработана камера Leica BLK360.

Максимальное разрешение фотографий ограничено 150 Мпкс с углом обзора 360x300 градусов. Луч лазера сканирует пространство дальностью до 60 метров, искажение на расстоянии 10 метров не превышает 4 мм. Камера работает в паре с приложением ReCap 360 (Standart или Pro), последующий экспорт возможен в AutoCAD, Revit, Civil3D. Экосистема полностью мобильна – создавать полноценные 3D модели пространства возможно без ПК, оперируя исключительно производительным планшетом.

Leica BLK360 компактна – 165 мм в высоту и 100 мм в диаметре, вес 1 кг.

Leica BLK360

Демонстрационное видео

3D модель создана LiDAR камерой Leica BLK360

Старт продаж объявлен в конце марта 2017 года по цене $15.690, не включая стоимость подписки на ReCap 360.

LASiris VR

Компания NCTech уже ни раз заявляла о собственных решениях для съемки панорамных фотографий в профессиональном качестве, одним из которых стала популярная Iris360. Следующий шаг NCTech направлен на перспективную разработку пространственной камеры по технологии LiDAR.

LASiris VR интерпретирует окружающее пространство в 3D модель с цветовой глубиной 10-бит, разрешением до 120 Мпкс (доступен HDR) и углом 360x300. Геометрические смещения у готовой модели на предельно возможном расстоянии (100 метров) не превышают 3 см.

Постобработка исходного контента с камеры производится в сервисе NCTech ColourCloud. Коррекция, наложения цвета, совмещение нескольких 3D “слепков” в единую модель организованы в рамках фирменного облака.

Небольшие габариты камеры, 200x160x270 мм при весе 4.5 кг позволяют портативно использовать камеру, оперативно меняя точки съемки.

LASiris VR

Демонстрационное видео

3D модель создана LiDAR камерой LASiris VR

Стоимость LASiris составляет $13.000, пользование сервисом NCTech ColourCloud включено в платеж и не требует абонентской платы.

Вывод

LiDAR технология уже длительное время успешно применяется геологами для построения трехмерных моделей ландшафта, однако повсеместное применение пространственных сканеров даёт потрясающую возможность подготовить под VR-совместимый контент любую локацию и, в последствии, заменить классическую 360-градусную съемку.

Среди наиболее существенных недостатков необходимо выделить физическое ограничение видимого светового поля. Говоря, опять же, простым языком, сканер пространства не может преобразовать в полноценную 3D модель объекты, недоступные лазерному лучу во время сканирования пространства (обратную сторону объектов). 100% решение проблемы пока не найдено, однако есть предположение, что построение “слепка” станет возможным при симбиозе технологии светового сканирования и эхолокации. Следует отметить, что крупные и рельефно несложные объекты можно просканировать уже сейчас, объединив несколько 3D моделей одного пространства с разных точек сканирования.