Компания Nokia объявила о полном прекращении работ по производству камеры Nokia OZO, которая была единственным продуктом компании в сегменте устройств для 360-градусной 3D-видеосъемки. В качестве причины такого шага названа смена приоритета в области развития цифровых технологий. Отныне Nokia собирается сосредоточиться на здравоохранении. Как отразится это решение на индустрии панорамной съемки и VR-технологий? Давайте разбираться.
Nokia OZO – это профессиональная камера «все в одном» с восемью объективами и возможностью захвата 360-градусного 3D-видео с разрешением до 4К и наложением объемного звука. Первоначально камера предлагалась по цене 60 000 долларов США, затем стоимость была снижена до 40 000 долларов, а в настоящий момент OZO продается за 25 000 долларов. Это одна из наиболее популярных профессиональных 360-градусных камер, используемая, например, NBC для показа концертов Конана О’Брайена. Теперь же, из-за сосредоточения своих усилий на других направлениях, Nokia может уволить до 310 из своих 1090 сотрудников.
Медленное развитие VR-рынка
Одной из причин решения компании Nokia прекратить выпуск OZO является слишком медленное развитие рынка VR-технологий и услуг. Два года назад многие специалисты в индустрии VR предполагали, что новый рынок быстро станет основным, потому что технология казалась востребованной. Однако VR-гарнитуры так и не стали продуктом массового рынка по нескольким причинам: отсутствие интересного контента, стоимость VR-гарнитур и требования к ПК для их использования. Эти факторы, в свою очередь, обусловлены относительно небольшими размерами самого рынка VR, что создает замкнутый круг, из которого пока не видно выхода.
Осложняет проблему не слишком активный интерес к виртуальной реальности со стороны обычных потребителей, так что, в конечном счете, если VR-рынок и сможет заметно вырасти, то только за счет промышленного и коммерческого использования технологии, ведь для некоторых приложений VR является идеальным средством: например, когда архитекторы используют виртуальную реальность при проектировании зданий или представления их клиентам.
Причем тут 360-градусная съемка?
360-градусная съемка и VR – это не одно и то же, но они тесно связаны между собой. Индустрия панорамной съемки имеет все необходимое, чтобы выиграть от успеха VR-рынка, но отнюдь не зависит от него. 360-градусная съемка существует гораздо дольше, чем VR, и сохраняет устойчивый рост, независимо от того, используют люди VR-гарнитуры или нет. Например, сервис Street View уже сегодня является крайне востребованным. К тому же, только из-за одного промышленного и коммерческого использования 360-градусной съемки ее использование будет продолжать расти и дальше, независимо от судьбы Nokia OZO или какой-то другой камеры.
Кто займет место Nokia OZO?
Insta360 Pro и Z Cam S1 могут взять на себя долю рынка Nokia OZO. Обе камеры обеспечивают очень хорошее качество изображения по разумной цене, намного проще в обращении, чем многие другие 360-градусные камеры, и обе способны обеспечивать потоковое вещание. При этом у Insta360 Pro есть преимущество в возможности 3D-захвата, хотя, учитывая слабую скорость развития VR-рынка, это вряд ли станет решающим фактором. Тем более что для пользователей Nokia OZO в приоритете будет качество изображения, так что Insta360 Pro и Z Cam S1 предстоит схватка за право установить стандарт качества 360-градусного телевещания, ранее принадлежавшего OZO.