360-градусные камеры перестали быть экзотикой и уже несколько лет доступны рядовым пользователям. Но как они работают?
Если кратко, то 360-градусная камера захватывает два или несколько отдельных изображений со своих объективов, а затем сшивает их в цельную картинку самостоятельно, либо подготавливает файлы для последующей ручной сшивки в специализированном ПО.
В чем разница между 360 и VR?
Многие считают, что 360-градусный и VR контент – это одно и то же. Но на самом деле это не так. VR (виртуальная реальность) буквально означает, что это не реально, ведь VR – это компьютерный контент, а 360-градусные видеоролики – это реальные изображения, снятые на широкоугольные объективы. При этом, каким бы захватывающим не было 360-градусное видео, зритель ограничен перспективой камеры, а в качественном VR-контенте имеется свобода перемещения (компьютерная Вселенная).
Путаница между сферическим и VR-контентом возникла из-за того, что некоторые пользователи для просмотра собственных 360-градусных изображений или видео, загружали медиафайлы в VR-гарнитуры. Производители быстро отреагировали на поведение пользователей, добавив модную приставку VR к названиям камер и в маркетинговые материалы, посчитав, что это простимулирует рост продаж. С тех пор VR закрепилось за контентом в формате 360.
Как работает сшивка в 360-градусной камере?
В этом материале мы не будем рассматривать профессиональные камеры с большим числом объективов, а поговорим только о потребительских устройствах, которые, как правило, имеют только два объектива, направленные в разные стороны. Каждый из них имеет линзу типа fish-eye с углом обзора в пределах 180-220 градусов (как правило, бывают исключения).
При съемке получаются два отдельных изображения, которые частично перекрывают друг друга благодаря широкому углу fish-eye объективов. Именно перекрываемый сектор используется для создания шва, соединяющего две половины сферического фото или видеоролика. В этой «зоне перекрытия» оба объектива захватывают одни и те же объекты, что позволяет графическому чипу сформировать цельное изображение, на котором практически не заметно соединение двух картинок в одну.
Полученный шов обычно довольно тонкий, но чем ближе объекты к камере, тем выше вероятность, что они будут отсняты с искажениями, которые проявятся на конечном сферическом изображении. Например, если держать 360-градусную камеру на вытянутой руке, то она гарантировано попадет в кадр в искаженном виде. Проблема решается возможностью удаленного управления через смартфон. В этом случае камеру можно установить на штативе. Еще одна альтернатива – использование «невидимой» селфи-палки, которую ПО современных камер может полностью вырезать из кадра.
Становятся ли камеры 360 популярнее?
Когда-то 360-градусная съемка была уделом исключительно опытных профессионалов, работающих в кинематографической индустрии, либо гиков с достаточно толстым кошельком. Но все изменилось с появлением таких камер как Ricoh Theta V, Insta360 ONE X, GoPro Fusion и Garmin VIRB 360, благодаря которым 360-градусная съемка стала широко распространенным явлением. До их появления хорошая сферическая съемка предполагала использование дорогих многокамерных установок и последующего многочасового редактирования отснятого материала, но новые портативные устройства упростили весь процесс практически до нажатия одной кнопки. Дальнейший успех обеспечили YouTube и Facebook, внедрив необходимую поддержку 360-градусного контента на своих сервисах, что привлекло дополнительное внимание.
По материалам camerajabber.com